Суббота, 04.05.2024, 05:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [5]
Проектная деятельность [0]
Проектная исследовательская деятельность в начальной школе. Проектная исследовательская деятельность учащихся является неотъемлемой частью Стандарта образования. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности, что способствует формированию культуры умственного труда учащихся. Урок не всегда позволяет в полной мере реализовать деятельностный подход современного образования. Но проектная (внеурочная) деятельность учащихся позволяет реализовать данный подход, когда формируются все универсальные учебные действия (УУД). Исследовательская деятельность в урочное и внеурочное время позволяет не только повысить интерес, расширить кругозор, но и систематизировать мышление.
Вход на сайт
Поиск
Мини-чат
200
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителя начальных классов
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Формирование информационно- коммуникационной компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС через урочную и внеурочную деятель

    Формирование информационно- коммуникационной компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС через урочную и внеурочную деятельность


    Проблема формирования информационно- коммуникационной компетентности на ступени начального образования в настоящее время является актуальной. Владение современными ИКТ-технологиями составляет основу грамотности современного человека. Актуальность темы обусловлена лавинообразным возрастанием потока информации в современном обществе и стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, без которых уже немыслимы любые виды деятельности. И для того, чтобы адаптироваться в жизни, стать востребованным и компетентным специалистом, ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию и добыванию необходимых знаний и умений, как можно раньше научиться использовать для этого возможности ИКТ.

     

    Проблема

             Недостаточная сформированность информационно- коммуникационной компетентности учащихся младших классов на уроках и во внеурочной деятельности.

    Противоречия

              между постоянным изменением информационного образовательного пространства и уровня компетентности участников образовательного процесса в сфере использования ИКТ и отсутствием механизма формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся в урочной  и внеурочной деятельности;

              между прогрессом в области новых информационных и коммуникационных технологий, возрастающим спектром их дидактических возможностей – с одной стороны, и реальной ситуацией системного их использования в процессе обучения – с другой;

             между невысоким уровнем информационной активности детей, закладываемым в начальной школе, и востребованностью информационных знаний и навыков информационной деятельности учащихся как в основной школе для успешного обучения, так и в жизни для активного участия детей в познавательной деятельности и самообучения с использованием новых информационных технологий в зоне своих интересов.

     

    Цель исследования:

             определение механизмов и создание условий для  формирования информационно-коммуникационной компетентности младших школьников через реализацию программ урочной и  внеурочной деятельности для успешного освоения ФГОС.

    Задачи исследования

             Изучить и проанализировать научно-теоретическую и методологическую литературу по теме проекта.

              Изучить и отобрать методики выявления уровня ИК-компетентности младших школьников.

             Наметить пути формирования информационно- коммуникационной компетентности младших школьников через урочную и внеурочную деятельность.

             Разработать конспекты уроков, дидактические материалы, мультимедийное сопровождение, ЭОРы, презентации с  использованием личностно- ориентированных и информационно-коммуникационных  технологий в обучении младших школьников.

             Разработать программу внеурочной деятельности «Инфознайка», направленную на формирование ИК-компетентности

             обучающихся.

     

    Новизна проекта заключается в применении элементов личностно- ориентированных технологий для формирования ИК- компетентности , способствующей  развитию коммуникативных УУД обучающихся начальной школы.

    ·        В начале работы над проектом я предположила:

    Если сформировать у обучающихся информационно- коммуникационную компетентность, то это …

             расширит возможность самостоятельной деятельности, сформирует навык исследовательской деятельности;

              обеспечит доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам,

             будет  способствовать повышению качества образования.

    Объектом  исследования стал процесс обучения и воспитания школьников младших классов, предметом  исследования явилась информационно- коммуникационная компетентность младших школьников                 

    Проект реализован через урочную и внеурочную деятельность, проектно- исследовательскую деятельность обучающихся. Результатом стали доклады, проекты, презентации, разработанные ЭОР, систематизированный и обобщенный на муниципальном уровне опыт педагога.

     

      ИК-компетентность формируется в следующих направлениях данной работы:

    -Поиск и отбор теоретического материала (Создание заметок в газеты, буклеты, рефераты, доклады, проектная работа, классные  часы, творческие работы  и т.д.)
    - Дистанционное обучение

    -Участие
    в различных интернет-конкурсах и дистанционных мероприятиях

      - Интеллектуальный досуг

     

    Информационно-коммуникационные технологии    способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива школы и родителей при обучении и воспитании школьников.
         В первую очередь, использование телекоммуникаций и, в частности, электронной почты позволяет педагогам оперативно информировать родителей о ходе обучения и воспитания каждого школьника, организуя при этом индивидуальный диалог.
         Сайты Дневник.ру, школьный сайт, сайт педагога  предоставляют родителям возможность оперативного получения информации о жизни школы, класса, о проводимых учебных и внеучебных мероприятиях.  

                Структуру любого занятия  можно изменять в зависимости от вида и темы, этапов может быть различное количество, методов проведения может быть несколько, но приоритетным остается выполнение таких условий:

    -разнообразие видов деятельности,

    -работа на компьютере не больше установленного времени

    -доброжелательная обстановка на уроке.

    Эти три условия помогают избежать усталости и формировать

    ИК- компетентность без вреда для здоровья.

    Опыт работы над проектом обобщен на муниципальном уровне, опубликован на сайтах Ж.В Кирилловой http://jannakirillova.ucoz.ru/  и  МУ ИМЦ Мичуринского района

         

    Формирование информационно- коммуникационной компетентности способствует развитию коммуникативных УУД, расширяет возможность самостоятельной деятельности обучающихся, формирует навык исследовательской деятельности; обеспечивает  доступ младших школьников к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; способствует повышению качества образования.

    Гипотеза нашла свое подтверждение.

     Проект может быть использован педагогами общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования в урочной и внеурочной деятельности.

    Проект будет способствовать позитивной динамике качества знаний и формированию информационно-коммуникационной компетентности младших школьников.

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: Леди (20.01.2014)
    Просмотров: 3122 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 1
    1 Юлия  
    0
    Спасибо большое!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024