Формирование
информационно- коммуникационной компетентности младших школьников в условиях
реализации ФГОС через урочную и внеурочную деятельность
Проблема формирования
информационно- коммуникационной компетентности на ступени начального
образования в настоящее время является актуальной. Владение современными
ИКТ-технологиями составляет основу грамотности современного человека. Актуальность темы обусловлена
лавинообразным возрастанием потока информации в современном обществе и
стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, без которых
уже немыслимы любые виды деятельности. И для того, чтобы адаптироваться в
жизни, стать востребованным и компетентным специалистом, ребенку необходимо
научиться самостоятельному исследованию и добыванию необходимых знаний и
умений, как можно раньше научиться использовать для этого возможности ИКТ.
Проблема
•
Недостаточная
сформированность информационно- коммуникационной компетентности учащихся
младших классов на уроках и во внеурочной деятельности.
Противоречия
•
между постоянным изменением информационного
образовательного пространства и уровня компетентности участников
образовательного процесса в сфере использования ИКТ и отсутствием механизма
формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности;
•
между
прогрессом в области новых информационных и коммуникационных технологий,
возрастающим спектром их дидактических возможностей – с одной стороны, и
реальной ситуацией системного их использования в процессе обучения – с другой;
•
между невысоким
уровнем информационной активности детей, закладываемым в начальной школе, и
востребованностью информационных знаний и навыков информационной деятельности
учащихся как в основной школе для успешного обучения, так и в жизни для
активного участия детей в познавательной деятельности и самообучения с
использованием новых информационных технологий в зоне своих интересов.
Цель исследования:
•
определение
механизмов и создание условий для
формирования информационно-коммуникационной компетентности младших
школьников через реализацию программ урочной и
внеурочной деятельности для успешного освоения ФГОС.
Задачи исследования
•
Изучить и
проанализировать научно-теоретическую и методологическую литературу по теме
проекта.
•
Изучить и отобрать методики выявления уровня
ИК-компетентности младших школьников.
•
Наметить пути
формирования информационно- коммуникационной компетентности младших школьников
через урочную и внеурочную деятельность.
•
Разработать
конспекты уроков, дидактические материалы, мультимедийное сопровождение, ЭОРы,
презентации с использованием личностно-
ориентированных и информационно-коммуникационных технологий в обучении младших школьников.
•
Разработать
программу внеурочной деятельности «Инфознайка», направленную на формирование
ИК-компетентности
обучающихся.
Новизна проекта заключается в применении элементов личностно-
ориентированных технологий для формирования ИК- компетентности ,
способствующей развитию коммуникативных
УУД обучающихся начальной школы.
·
В начале
работы над проектом я предположила:
Если
сформировать у обучающихся информационно- коммуникационную компетентность, то
это …
•
расширит
возможность самостоятельной деятельности, сформирует навык исследовательской
деятельности;
•
обеспечит доступ к различным справочным
системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам,
•
будет способствовать повышению качества
образования.
Объектом
исследования стал процесс обучения и
воспитания школьников младших классов, предметом исследования явилась информационно-
коммуникационная компетентность младших школьников
Проект реализован через
урочную и внеурочную деятельность, проектно- исследовательскую деятельность
обучающихся. Результатом стали доклады, проекты, презентации, разработанные
ЭОР, систематизированный и обобщенный на муниципальном уровне опыт педагога.
ИК-компетентность
формируется в следующих направлениях данной работы:
-Поиск
и отбор теоретического материала (Создание заметок в газеты, буклеты,
рефераты, доклады,
проектная работа, классные часы,
творческие
работы и т.д.) -
Дистанционное обучение -Участие
в различных интернет-конкурсах и
дистанционных мероприятиях
- Интеллектуальный досуг
Информационно-коммуникационные
технологии способны повысить
эффективность взаимодействия педагогического
коллектива школы и родителей при обучении и воспитании школьников.
В первую очередь, использование телекоммуникаций
и, в частности, электронной почты позволяет педагогам оперативно информировать
родителей о ходе обучения и воспитания каждого школьника, организуя при этом
индивидуальный диалог.
Сайты Дневник.ру, школьный сайт,
сайт педагога предоставляют
родителям возможность оперативного получения информации о жизни школы, класса,
о проводимых учебных и внеучебных мероприятиях.
Структуру любого занятия можно изменять в зависимости от вида и темы,
этапов может быть различное количество, методов проведения может быть
несколько, но приоритетным остается выполнение таких условий:
-разнообразие видов
деятельности,
-работа на компьютере
не больше установленного времени
-доброжелательная
обстановка на уроке.
Эти три условия помогают
избежать усталости и формировать
ИК- компетентность без вреда
для здоровья.
Опыт работы над проектом
обобщен на муниципальном уровне, опубликован на сайтах Ж.В Кирилловой http://jannakirillova.ucoz.ru/ и МУ
ИМЦ Мичуринского района
Формирование информационно-
коммуникационной компетентности способствует развитию коммуникативных УУД, расширяет
возможность самостоятельной деятельности обучающихся, формирует навык
исследовательской деятельности; обеспечивает
доступ младших школьников к различным справочным системам, электронным
библиотекам, другим информационным ресурсам; способствует повышению качества
образования.
Гипотеза нашла свое подтверждение.
Проект может быть использован
педагогами общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного
образования в урочной и внеурочной деятельности.
Проект будет способствовать
позитивной динамике качества знаний и формированию
информационно-коммуникационной компетентности младших школьников.
|