Пятница, 26.04.2024, 03:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [5]
Проектная деятельность [0]
Проектная исследовательская деятельность в начальной школе. Проектная исследовательская деятельность учащихся является неотъемлемой частью Стандарта образования. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности, что способствует формированию культуры умственного труда учащихся. Урок не всегда позволяет в полной мере реализовать деятельностный подход современного образования. Но проектная (внеурочная) деятельность учащихся позволяет реализовать данный подход, когда формируются все универсальные учебные действия (УУД). Исследовательская деятельность в урочное и внеурочное время позволяет не только повысить интерес, расширить кругозор, но и систематизировать мышление.
Вход на сайт
Поиск
Мини-чат
200
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителя начальных классов
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Проектная деятельность в начальной школе
    Проектная деятельность в начальной школе

    Новые федеральные государственные образовательные стандарты ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.
    Проектная деятельность содержит:
    - анализ проблемы;
    - постановка цели;
    - выбор средств ее достижения;
    - поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;
    - оценка полученных результатов и выводов.  
    Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе). 
    Принципы организации проектной деятельности:
    - Проект должен быть посильным для выполнения; 
    - Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов - Вести подготовку учащихся к выполнению проектов 
    - Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта. 
    - В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта, т.к. каждый участник проекта получает индивидуальную оценку. 
    - Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
     Исходные теоретические позиции проектного обучения:
      в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей; 
      образовательный процесс  строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
      индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития. 
      Метод проектов целесообразен, если: 
      - существует значимая проблема (интеграция знания, исследование). 
     -есть значимость результата (теоретическая, практическая). 
      -предполагается самостоятельная деятельность учащихся. 
      -возможно структурирование (этапность) проекта. 
      Метод проектов- это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. 
      Проектный метод направлен на … 
      -развитие критического мышления: 
      -развитие творческого мышления: 
      умения работать с информацией 
      -работать в коллективе; 
      -владеть культурой коммуникации.
    Проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план. 
    Следует остановиться и на общих подходах к этапам проекта:
    1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. 
    2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
    3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. 
    4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. 
    5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах 
    6. Защита проектов. 
    7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы

    Типы проектов:
     По доминирующему в проекте методу:
    1. Исследовательские. 2. Информационные. 3. Творческие. 4. Игровые. 5. Практические. 
    По количеству участников проектов, можно выделить проекты: 
      Личностные; парные; групповые. 
    И наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть: 
    краткосрочными; средней продолжительности; долгосрочные. 
      Стадии работы над проектом То есть проект — это «пять П»
      Проблема — Проектирование (планирование) —-Поиск информации — Продукт — Презентация.
    Шестое «П» проекта — его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа , схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации; список литературы в алфавитном порядке и т.д.

      Требования к учебному проекту — совершенно особые.
    Требования, в общем простые, и главное из них – «исходи из ребёнка». Все темы должны быть посильны пониманию ученика. Чем меньше ребёнок – тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только незамысловатые проекты. 
    Для направления деятельности учеников была разработана памятка.
    Памятка начинающему исследователю 
      Выбери тему исследования 
      Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы. 
      Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы. 
      Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы. 
      Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы. 
      Сделай выводы. 
      Оформи результаты своей работы. 
      Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования. 

    Таким образом, мы видим, что проект – это "пять П” : Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

     Виды презентационных проектов могут быть различными, например:
    — Игра с залом.
    — Научный доклад.
    — Отчет исследовательской экспедиции.
    — Пресс-конференция.
    — Путешествие.
    — Реклама.
    «Подводные камни» проектного метода
    1)Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс. 
    2) Главная опасность при выполнении исследовательского проекта — его превращение в реферат. 
    3) При организации системы проектов в школе не всегда удается обеспечить содержательное единство тем.
    В результате многолетнего педагогического проектирования учитель на практике доказал, что проектное обучение даёт ему возможность поиска, воспитания и обучения талантливых, одарённых и творчески - развитых детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными». 

    Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. 

    Список литературы.

    1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2006.

    2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.

    3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

    4.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.

    5.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.

    6.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

    8.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

    9. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.

    10. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.

    11. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.

    12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.

    Интернет-ресурсы.

    Категория: Мои статьи | Добавил: Леди (14.11.2011) | Автор: Ж.В.Кириллова E
    Просмотров: 6909 | Теги: метод проектов, начальная школа | Рейтинг: 3.7/3
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024