Несмотря на наличие сравнительно обширной литературы, посвященной
проблеме дифференциации и индивидуализации обучения, и богатого
многолетнего опыта исследовательской и практической работы по этим
проблемам, нельзя не отметить отсутствия единства и ясности даже в
толковании этих терминов. "Педагогическая энциклопедия" различает
понятия "дифференцированное обучение" и "индивидуализация обучения".
Дифференцированное обучение, согласно энциклопедии, - это "разделение
учебных планов и программ в старших классах средней школы" а
индивидуализация обучения - это "организация учебного процесса, при
котором выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает
индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к
учению
Попытки дать толкования понятию "дифференциация обучения"
предпринимаются учеными давно. Чтобы отчетливее представить движение
научной мысли относительно содержания рассматриваемого понятия,
обратимся к определениям этого понятия, сформулированные разными
учеными:
- Калмыкова З.И.: "Дифференциация обучения это создание
специализированных классов и школ, рассчитанных на учете
психологических особенностей школьников”.
- Унт И.Э.: "Это учет индивидуальных особенностей учащихся в той
или иной форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо
особенностей для раздельного обучения”
Рассмотрев понятие "дифференциация обучения", нельзя не коснуться
следующего понятия - "дифференцированный подход”.
В педагогической литературе часто рассуждение о дифференцированном
подходе ассоциируется с дифференциацией обучения. Различия в этих
терминах в следующем. Дифференцированный подход определяется
педагогической интуицией учителя в связи с реализацией принципа
индивидуализации обучения, он является конкретным показателем его
педагогического мастерства. Приведу понимание рядом исследователей
сущности понятия "дифференцированный подход".
- Бабанский Ю.К : "Способ оптимизации, который предполагает
оптимальное сочетание общеклассных, групповых и индивидуальных форм
обучения
- Кирсанов А.А.: "Особый подход учителя к различным группам
учеников, заключающийся в организации учебной работы, различной по
содержанию, объёму, сложности методам, приёмам”.
- Рабунский Е.С.: "Дидактическое положение, предполагающее
деление класса на группы. Дифференцированный подход - приспособление
форм и методов работы к индивидуальным особенностям учащихся”.
Индивидуальный подход к учащимся предполагает частичное, временное
изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания
учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и
организационных форм с учетом общего и особенного в личности каждого
ученика для обеспечения всестороннего ее развития. Уровневая
дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной
программе и учебнику, школьники могут усваивать материал на различных
уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной
подготовки. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником
минимально необходимых требований к усвоению содержания. На его основе
формируются более высокие уровни овладения материалом.
Так же существует дифференциация по способностям. На основании
учета успеваемости в предыдущем классе учащиеся распределялись на
несколько групп (по специальной бальной системе). Такое деление
предполагалось ежегодным. Практика показала, что переход из группы с
меньшим баллом в группу с большим невозможен, так как уровень освоения
учебного материала в них различен и практически возможен, оставался
лишь переход из группы с более высоким баллом в группу с низким.
Способности человека не есть нечто раз и навсегда данное и неизменное,
они формируются и развиваются в определенных видах деятельности и
проявляются у разных людей в разном возрасте. Поэтому при группировке
учащихся по способностям всегда существует вероятность ошибки. Другой
разновидностью этой системы была дифференциация по интеллекту на основе
интеллектуальных тестов. Тестирование начиналось с момента поступления
ребенка в школу. По результатам тестирования детей распределяли на
группу способных, средних и неспособных. Все учащиеся изучали одни и те
же предметы, но содержание их было различным. В настоящее время
дифференциация обучения по способностям не применяется.
Одним из недостатков обучения в школьной практике была
ориентация на "среднего" ученика. Всех по существу учили одинаково, без
учета индивидуальных психологических особенностей школьников, по единым
программам, в учебном процессе использовались од¬ни и те же методы
обучения, таким образом создавались единые для всех педагогические
условия. Вместе с тем, каждый ученик учился и учится по-разному за счет
различ¬ных психических качеств - усидчивости, старательности, памяти,
быстроты и гибкости мышления, творческого воображения и достига¬ет
различных результатов в овладении знаниями. Поэтому каждый ребенок
должен иметь гарантии того, что он займет достойное, с точки зрения
своих личностных прав, место в процессе школьного образования.
Совершенно очевидно, что наитруднейшие вопросы, которые встают перед
учителем, взявшим курс на дифференциацию и индивидуализацию обучения,
это вопросы о том, как дифференцировать детей, по каким критериям
выделять их особенности, каким образом определять тот начальный,
стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в
организации процесса обучения, а также какие направления в работе с
определёнными детьми будут наиболее важны.
В первом классе учителем совместно с психологом проводится диагностика готовности детей к обучению по следующим параметрам:
- речевое развитие;
- развитие мелкой моторики;
- память;
- внимание;
- работоспособность.
На основании результатов обследования учащиеся были распределены в 3 группы:
1 группа – высокая степень подготовки к школе, выраженная
познавательная мотивация, способность к творчеству при выполнении
заданий.
2 группа – достаточная подготовленность учащихся к школе,
владение основным обязательным объемом знаний и умений. Этим учащимся
требуется определенная помощь со стороны учителя при обобщении
изученного.
3 группа – учащихся характеризуется слабой подготовленностью к
школе, недостаточной сформированностью 2–3 психических процессов или
необходимых общеучебных умений. Они нуждаются в постоянном внимании со
стороны учителя.
Изучение ребёнка – процесс непрерывный, развивающийся. Поэтому для изучения школьников 2 и 3 классов был иной план наблюдений:
- тип темперамента;
- ведущая модальность;
- самооценка;
- тревожность учебная и межличностная:
- уровень самоконтроля;
- память;
- мышление;
- внимание;
- мотивация;
- уровень обучаемости;
- уровень обученности;
- сформированность общеучебных и специальных умений.
Состав сформированных групп меняется на протяжении обучения.
Своевременная диагностика успехов ученика позволяет гибко менять состав
групп. Это создает возможность строить процесс обучения на оптимальном
уровне трудности.
Работа с учащимися каждой из трех групп имеет свою специфику.
Учащимся, входящим в 1 группу, предоставлена наибольшая
самостоятельность. Они получают трудные, но интересные задания,
направленные как на усвоение изучаемого материала, так и на расширение
и творческое применение знаний. Карточки составляются таким образом,
чтобы ученики, выполняя необходимый для усвоения нового материала объем
заданий, действовали не механически, а имели возможность уже на этапе
первичного закрепления делать обобщения, выводы, сравнивать способы
действия. Во второй группе работа направлена на развитие способностей,
формирование навыков анализа и синтеза. Именно этим детям я поручаю
задать вопросы перед изучением новой темы, сделать вывод на уроке,
обобщить результаты работы. Вместе с учащимися первой группы привлекаю
их к объяснению нового материала, предлагаю карточки, содержащие
задания творческого характера. Ученики 3-й группы нуждаются в
постоянном текущем повторении и закреплении полученных знаний. Контроль
за работой учащихся этой группы проводится особенно тщательно.
Анализируя уровень знаний, умений и навыков учащихся 3-й группы,
предлагаю им задания, восполняющие пробелы в знаниях и облегчающие
усвоение нового.
Следует обратить внимание на работу в группах. Задание даётся
группе от 2 до 4-х человек, а не отдельному ученику. В малой группе
учащийся находится в более благоприятных, чем при фронтальной работе
всем классом, условиях. В беседе внутри малой группы он может высказать
своё мнение, активнее участвовать в решение учебных задач в
соответствии со своими интересами и способностями.
В зависимости от целей и задач урока дифференцированная работа
может применяться на различных этапах урока.
При изучении нового сначала фронтально проводится подготовительная
работа, затем создаётся проблемная ситуация, в решении которой
принимает участие каждый ученик на доступном для него уровне. Для этого
организуется работа в группах по 4–5 человек. Каждая группа предлагает
свой способ разрешения проблемы. Далее дети 1-ой группы обобщают
главное, делают выводы и приступают к самостоятельной
работе.Самостоятельная работа состоит из обязательных и дополнительных
заданий. Они должны быть подготовлены к уроку заранее: записаны на
доске, карточках.Обязательные задания способствуют умению правильно
применять изученное правило для выработки навыка; их должно быть
ограниченное количество и они должны быть посильны для выполнения
каждому ученику.
Дополнительные задания рассчитаны на тех детей, которые справились с
обязательными заданиями и у них есть время для выполнения заданий
повышенной трудности на применение изученного правила, требующие
сравнения, анализа, определённых выводов.
Количество упражнений может быть разным, но достаточным для усвоения
правила и полной занятости детей на данном этапе урока.
Итак, одна группа выделена. С остальными детьми проводится
второе объяснение по учебнику, используются имеющиеся иллюстрации и
делаются необходимые записи на доске. При этом затрачивается меньше
времени, т.к. внимание детей направлено только на главные выводы. После
этого можно предложить выполнить самостоятельную работу ещё какой-то
группе детей. Возможно, останутся дети, которым потребуется ещё раз
выделение правил, выделение главного. Затем все дети должны выполнить
обязательные задания самостоятельно.
Дифференцированный подход предполагает использование
разноуровневых заданий, которые составляются с учетом знаний и
способностей детей. Дифференцированные задания- это система упражнений,
выполнение которых поможет глубоко и осознанно усвоить правила и
выработать необходимый навык на его основе. Такие задания должны быть
доступны детям разного уровня обученности. Существует несколько
способов дифференциации, которые могут быть использованы в начальной
школе:
*Дифференциация по уровню творчества;
- Дифференциация по уровню сложности заданий;
- Дифференциация по объёму учебного материала;
- Дифференциация по степени самостоятельности учащихся;
- Дифференциация по характеру помощи учащимся;
- Дифференциация по форме учебных действий.Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться обучающимся на выбор.
Технология организации внутриклассной дифференциации включает:
- определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы;
- проведение диагностики по выбранному критерию;
- распределение детей по группам с учетом диагностики;
- выбор способов дифференциации;
- разработку разноуровневых заданий;
- реализацию дифференцированного подхода к школьникам на
различных этапах урока;диагностический контроль за результатами работы,
в соответствии с которым может изменять состав групп и характер
дифференцированных заданий.
В начальной школе целесообразно использовать в качестве основного
критерия – обученность младших школьников. Это определенный итог
предыдущего обучения. Показателями обученности могут служить
достигнутый учеником уровень усвоения знаний, уровень усвоения навыков
и умений, их осознанность и обобщенность.
Разработка дифференцированных заданий как на уроке, так и дома
основана на систематическом изучении трудностей, которые учащиеся
испытывают в усвоении материала, изучении пробелов в их знаниях,
глубоком анализе их текущих самостоятельных работ, чёткой классификации
ошибок. Суть такой дифференциации сводится к изменению характера
инструкции для самостоятельной работы, т.е. в домашнее задание
включаются подготовительные вопросы или упражнения, выполнение которых
подводит к решению основного задания.Это может быть образец решения,
теоретическая справка, рисунок, чертёж, вспомогательные вопросы к
инструкции по решению задач и по работе с книгой.
Завершая изложение вопроса о дифференциации и индивидуализации
обучения младших школьников, можно сформулировать некоторые условия его
эффективного осуществления: знание индивидуальных и типологических
особенностей отдельных учащихся и групп учащихся; умение анализировать
учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся
разные группы учащихся; составление развёрнутого плана урока, включая
вопросы разным группам и отдельным учащимся; умение " спрограммировать”
обучение разных групп учащихся и каждого ученика.
Обязательным элементом обучения является анализ. Он не только
отражает результаты совместной деятельности учителя и ученика, но также
представляет основу для корректировки и дальнейшего ее
совершенствования. Эта работа предполагает проведение диагностических
срезов. В результате учитель получает материал, отражающий уровень
обученности класса в целом, групп и отдельных учеников. Строгий учет
индивидуальных достижений каждого ученика, определение зоны ближайшего
развития и дальнейшее составление программы работы с учеником дает
возможность планирования дальнейшего обучения, направленного на
повышение его уровня. Но самое главное индивидуализация и
дифференциация обучения помогает ребёнку познавать себя, преодолевать
трудности, способствует саморазвитию и формированию положительной "Я –
концепции”.Это как нельзя лучше способствует 100% уровню обученности и
высокому качеству знаний обучающихся
|