Четверг, 28.03.2024, 21:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [5]
Проектная деятельность [0]
Проектная исследовательская деятельность в начальной школе. Проектная исследовательская деятельность учащихся является неотъемлемой частью Стандарта образования. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности, что способствует формированию культуры умственного труда учащихся. Урок не всегда позволяет в полной мере реализовать деятельностный подход современного образования. Но проектная (внеурочная) деятельность учащихся позволяет реализовать данный подход, когда формируются все универсальные учебные действия (УУД). Исследовательская деятельность в урочное и внеурочное время позволяет не только повысить интерес, расширить кругозор, но и систематизировать мышление.
Вход на сайт
Поиск
Мини-чат
200
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителя начальных классов
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Использование современных информационно- коммуникационных технологий на начальной ступени школьного образования.

    Одной из ведущих тенденций современного общества является информатизация образования. В требованиях к современному специалисту обращается внимание на владение компьютером педагогов различных предметов как элементом культуры, средством получения, передачи, обработки и хранения информации. Все чаще высказывается точка зрения, что информатизация образования это связь всех его структурных компонентов содержания, форм организации методов и средств обучения, подготовки и воспитания педагогических кадров, единства социально-экономических, психолого-дидактических, материально-технических условий с информационной культурой общества.

    Новые информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Использование новых ИТ на различных уроках дает преимущества перед стандартной системой обучения в следующем:

    - повышается интерес, мотивация учебной деятельности;

    - осуществляется дифференцированный подход;

    - каждый ученик становится субъектом процесса обучения;

    - за один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больший;

    - облегчается процесс контроля и оценки знаний;

    - развиваются привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).

    Внедрение информационных технологий основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся:

    ·          в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими,  позволяет сделать этот процесс более плавным;

    ·          высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс;

    ·          мультимедиа-учебники призваны автоматизировать все основные этапы обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода,  мультимедийную форму

    В младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, яркость, вызывает у школьников эмоциональное отношение. В роли такой наглядности можно использовать компьютер.

    Внедрение компьютеров перспективно, так как:

    ·     повышает эффективность проведения урока;

    ·     организует режим индивидуального опроса;

    ·     усиливает интерес учащихся к уроку.

    Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.

    Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие.

    Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.  Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ, который:

    - дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта;

    -быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;

    -вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;

    -усиливает воздействие выступления.

    Использовать презентации можно на всех этапах урока. Это помогает психологически комфортно чувствовать себя любому ребенку. Можно неоднократно возвращаться к любому слайду презентации, вникая во все тонкости изучаемой темы.

    Интернет – мощный инструмент, который стал важной составляющей различных образовательных областей:

    ·     расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета),

    ·     предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией,

    ·     дает возможности для профессионального роста,

    ·     открывает новые творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала,

    ·     позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся: обучающие программы, учебные игры и тесты по предмету.

     

    Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в школе. Мною разработан ряд уроков с сопровождением мультимедийных презентаций, тренажеры по русскому языку и математике, разнообразный тестовый материал.

    В моём классе способности у детей разные. Есть ребята с хорошим уровнем подготовки, внимательные, схватывающие на лету, обладающие навыками самостоятельной работы. Есть дети с хорошими способностями, но слабо владеющие навыками самостоятельной работы. Есть ребята, испытывающие трудности при усвоении материала. Но стандарт образования должны выполнять все. Значит, необходимо обеспечить обучающихся различными видами заданий с разной степенью сложности. И в этом неоспоримым помощником учителя становится компьютер.

    Для  проверки усвоения знаний чаще всего выбираю тестирование, которое проходит в виде тестовых работ, либо тренинга на различных тренажерах. На уроках литературного чтения развиваем интерес к чтению, тренируем его правильность посредством Интернета, ищем индивидуально, фронтально, или группами информацию о писателе, поэте. Есть опыт поиска произведения или автора, которого нет в обычной книге. Это расширяет кругозор, даёт почувствовать ребёнку себя первооткрывателем. На уроках «Мир вокруг нас» мы ищем информацию различной тематики, создаем презентации, готовим выступления. Принимали активное участие в работе Научно-исследовательского общества Начальных классов «Хочу все знать!»

             Современные информационные технологии использую и в работе с одарёнными детьми. Это и поиск информации по теме исследовательской работы, и подготовка презентации, и поиск информации  для ответов на вопросы конкурса «Я помню! Я горжусь!» и многих других.

    С появлением в нашем филиале ноутбука появилась возможность использования мультимедийного проектора. Теперь мы чаще используем ИКТ на уроке, стали более независимыми и мобильными.

             Дети моего класса с удовольствием воспринимают использование современных информационных технологий. Если в 1 классе у 2 ребят был домашний компьютер, то в 3 классе у 6 человек. Причем используются они не только для игр, но и для оптимизации учебного процесса. Отрадно, что в этом вопросе родители стали проявлять понимание и поддержку.

              В классе наблюдается стабильное повышение мотивации учения, что приводит к повышению  качества образования с50 до 70%.

    Информатика и ИКТ – это области знаний, которые идут вперёд стремительными шагами и, чтобы угнаться за ними, необходимо всё время учиться. Участие в научно-практических конференциях, семинарах позволяет мне, как учителю, не только поведать коллегам о своей работе, но и услышать оценку своей деятельности. Обмен опытом с единомышленниками позволяет узнавать новые интересные приёмы, методы, новшества, который каждый открывает для себя ежедневным кропотливым трудом.

    При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную  и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

    Таким образом, использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.

    Литература:     

    1.  Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.,1995.

    2.  Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс// Начальная школа. - 2008. - №1. - с.31-33Журнал «Управление качеством образования», № 5, 2008

    3.Баранова Е.В. Гогун Е.А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе.- СПб.: Издат. "Анатолия”, 2003.

    4.Крук Л. В. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. festival.1september.ru

    5.Яриков В. Г. Информационные технологии на уроках в начальной школе/сост. О. В. Рыбъякова. – Волгоград: Учитель, 2008.

     

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: Леди (09.11.2011) | Автор: Жанна Валерьевна Кириллова E
    Просмотров: 2940 | Теги: ИКТ, начальная школа | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024