ЧЕМ
ОТЛИЧАЮТСЯ НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОТ НЫНЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются
в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об
образовании» и представляют собой требования к результатам и качеству
образования.
Главное направление новых стандартов – усиление заботы
о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться,
т.е. не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять,
развивать его и в урочное, и во внеурочное время. Поэтому меняются и требования
к результатам - это не просто оценка учебы, но и развитие личностных качеств.
КАК БУДУТ
УЧИТЬ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ?
На сегодняшний день образовательные программы,
учебники, количество часов останутся прежними. Изменится подход к их изучению.
По требованию новых стандартов полученные знания не
должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок
должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и
наращивать, применять в жизни. Поэтому в требованиях нового стандарта основное
– это формирование и развитие у ребенка тех или иных навыков.
Вот этому мы и обязаны учить, начиная с первого
класса. Невозможно от ребенка, который только зубрил, зубрил и зубрил, в
старших классах потребовать рассуждений, сравнений. Этому нельзя научиться за
два года. Этому нужно учиться с первого класса. В этом идея стандартов.
Новые ФГОС предполагают развитие личности ребенка,
развитие его способностей работать в информационном пространстве. Поэтому
каждый предмет один раз в неделю проводится с применением
информационно-коммуникативных технологий. Это означает, что дети работают с
клавиатурой, учатся писать, создавать файлы, работают со сменным носителем,
знакомятся с Интернетом.
Новые ФГОС также предполагают формирование развития
универсальных учебных действий – это умение учиться, умение организовывать свою
учебную деятельность, работать с информацией и самостоятельно выполнять
задание. Кроме того, должны быть учтены личностные результаты. К ним, прежде
всего, относится формирование ценностей, которые всегда были приняты в обществе
— добро, мир, справедливость, терпение.
Новым направлением в учебном процессе является
внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность - это возможность выбора
широкого спектра занятий, направленных на развитие ребенка: изостудия,
подвижные игры, легоконструирование, проектная деятельность, экскурсионная
программа и т.д..
Одной из отличительных черт новых стандартов является
расширение общественного участия родителей в жизни школы. Родители получают
возможность непосредственно влиять на образовательный процесс и более активно
вовлекаться в управление школой.
НОВЫЕ
СТАНДАРТЫ НАПРАВЛЕНЫ НА УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
Стандарт впервые определил такую составляющую, как
здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования. Не
ставится задача сделать всех детей профессиональными спортсменами, хотя
стремление к высоким достижениям должно поддерживаться. Главное, у детей должны
быть сформированы поведенческие стереотипы здорового образа жизни. Чтобы
ребенок нормально рос, развивался, у него не было сколиоза, плохого зрения. Для
этого нужна физическая активность и на перемене, и на уроке, и во внеурочной
деятельности. Ни для кого не секрет, что высокий процент первоклассников
приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт
обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения,
обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к
собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.
Огромный ряд отдельных мероприятий - традиционные Дни Здоровья, третий час
физкультуры, а также целевая программа Здоровьесбережения - направлены на
формирование культуры здоровья, укрепление, сохранение здоровья детей.
Во все времена деятельность школы была направлена на
решение воспитательных задач, однако только в новых стандартах определены
результаты воспитания: чувство патриотизма, учебная мотивация, стремление
к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и
поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция
духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина.
КАК БУДЕТ
ОЦЕНИВАТЬСЯ РАБОТА ШКОЛЬНИКОВ?
В соответствии с требованиями Федеральных
государственных образовательных стандартов меняется система требований к
результату образования, меняется и система оценивания достижений учащихся.
Независимая экспертиза будет направлена на оценку результата образования при
переходе четвероклассников на следующую ступень обучения. Учащиеся 4х классов
напишут итоговые работы по русскому языку и математике, а также комплексную
работу на основе текста, которая позволит оценить сформированность умения
учиться. Особое место в новой системе оценивания уделено Портфолио. Данная
форма оценивания достижений учащихся частично освоена в школе: большинство
учеников с 1 класса накапливают свои результаты и представляют их как в
классном, так и в индивидуальном портфолио. Теперь наличие подобного портфолио
становится обязательным требованием.
Портфолио - это некий комплексный портрет, который
будет состоять, во-первых, из оценки знаний и результаты внеучебной
деятельности - это грамоты, документальные подтверждения участия его в тех или
иных внеурочных творческих, интеллектуальных, спортивных мероприятиях. Здесь же
будут результаты педагогических наблюдений, психологического тестирования,
которое будет показывать уровень развития его коммуникативности, толерантности,
поскольку это тоже требования новых стандартов.
В портфолио должно быть видно, как развивается ученик,
как наращивается его потенциал, какие проблемы у него были. Допустим, почему у
школьника все хорошо по художественно-эстетическому направлению, а с
математикой он еще на «вы». Или почему у него ухудшается здоровье.
- Какие отметки будут получать школьники на
уроках?
Как прежде, по пятибалльной шкале. Каких-то новых
изобретений в этом плане не планируется. Пятибалльная отметка в этом отношении
апробирована, и уходить от нее в массовом масштабе нет смысла.
Вообще, первоклассники не получают отметок. В этом
возрасте важно отметить старания ребенка, а не загонять его в оценочные рамки.
Образование, полученное в начальной школе, является
базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается
сформированности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.
Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать
основу формирования учебной деятельности ребёнка — систему учебных и
познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные
цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Материал взят с сайта http://msshkola.ru
|